Историко-культурный центр

НовостиАнонсы

Газета "Молодой коммунар"/ Здесь русский дух/ 1976, 6 апреля

Здесь русский дух.

Дым отечества.

Тула – старинный город России, и невозможно создать её неповторимый облик без бережного отношения к архитектурно-историческим памятникам прошлого.

Патриоты Тулы от всей души порадовались проекту заповедной зоны, которая включает в себя её древнейшее историческое ядро. Но до сих пор раздаются голоса тревоги за судьбу тульского деревянного зодчества. До сих пор, год за годом, гибнут по натиском современного жилищного строительства замечательные творения народных мастеров.

Публикацией статьи архитектора В. В. Куликова «Молодой коммунар» начинает наболевший разговор и приглашает принять в нём участие партийных, профсоюзных, комсомольских, хозяйственных руководителей, читателей газеты, всех тех, кому дорог наш город, его прошлое, настоящее и будущее.

Деревянное зодчество просит защиты.

О «развалюшках», шедеврах и любви.

Мне посчастливилось работать на русском Севере в экспедиции, которая выявляла памятники деревянного зодчества, участвовать в создании уникального, самого крупного в стране музея под открытым небом в Малых Карелах, недалеко от Архангельска. На моих глазах начинал возводиться музей деревянного зодчества у Юрьева монастыря под Новгородом. Вернувшись в родную Тулы, я новыми глазами увидел её деревянные постройки. И, конечно, очень интересно было узнать, а как же относятся к ним сами туляки?

- Да что о них говорить-то, об этих развалюшках? Скорее бы все посносили и понастроили новые, современные здания, людям на радость. Мои родственники живут в частном доме, так им даже стыдно перед знакомыми… - вот одна точка зрения. Как правило, высказывают её с самой искренней верой в том, что дома из дерева – признак старомодности, отсталости.

- Деревянное зодчество Тулы? Помилуйте, да правомерно ли вообще такое выражение? Само слово «зодчество» всё-таки обязывает. А вы хотите обыкновенные тульские дома поставить в один ряд с шедеврами Севера! Вот так стоит создавать музеи, а для чего возиться с тем, что не имеет особой цены? – и с такой точкой зрения мне довелось сталкиваться не раз.

Но если всё действительно обстоит так, а не иначе, откуда же появились энтузиасты народного зодчества, которые с фотоаппаратом в руках, с этюдниками, блокнотами ходят по старым улочкам Тулы и не только сами любуются интересными домами, декоративными узорами из дерева и металла, но и другим потом дают возможность увидеть и почувствовать всю эту красоту?

Их работы мы видим на художественных и фотовыставках, на страницах областных газет. Благодаря Н. И. Касаткину Тульский художественный музей стал обладателем великолепной коллекции снимков деревянной Тулы, много интересных фотографий передал научным сотрудникам Н. Савельев. А зайдите в Приокское книжное издательство к старшему редактору С. Д. Ошевскому – он не профессиональный художник, но сколько проникновенных пейзажей тульских улиц увидите вы в его комнате!.. Загляните и в Тульскую художественную школу – вам покажут там гравюры и рисунки ребят, посвящённые старой Туле.

Нет, интерес и любовь сотен туляков, молодых и пожилых, к деревянному зодчеству родного города так легко со счёта не сбросишь…

Глазами архитектора.

Народное зодчество чрезвычайно разнообразно по формам проявления. Оно всегда несёт на себе черты местных художественных традиций. Но к памятникам деревянной архитектуры, которые находятся в городской черте, даже специалисты относятся пока без должного внимания и ещё не оценили их историко-художественного значения и в ансамбле всего города, и в общекультурном аспекте. К глубокому сожалению, они не только не изучены, но даже не поставлены под государственную охрану и в нашей Туле.

Всякий раз, возвращаясь из Суздаля, Костромы, Киева или Поволжья, я вновь и вновь убеждаюсь, что тульская деревянная архитектура самобытна. Пройдитесь по улицам Оборонной, Советской, Епифанской, Свободы, им. Марата, Тургеневской, им. Володарского, Октябрьской, им. Будённого и многим другим. Конечно, не все они могут похвастаться ансамблевостью застройки, на некоторых всего два-три дома особенно привлекательны, но вглядитесь в их декор! Народные мастера проявляют поистине величайший артистизм. Они используют богатые традиции деревянного зодчества, творчески осваивают стилевые особенности в композиционные приёмы русского барокко и классицизма.

«Резьба наряду с зодчеством была любимой областью народного творчества, и идеалы его выразились здесь с такой же яркостью и полнотой, как и в былинном эпосе, в народной песне. Диву даёшься, откуда эта вдохновенная узорная песня запала в душу не мудреного резчика», - писал известный художник и искусствовед Игорь Грабарь.

Фронтоны, углы, наличники, фризы и карнизы – какое богатство фантазии! Посмотрите на сопряжение стены и кровли – на карниз. Каждому его членению соответствуют особые формы резных деталей. Вынесенную плиту карниза украшают накладные элементы. Пропильные и профилированные модульоны-кронштейны, расставленные в своеобразном ритме – сдвоено или с чередованием парных и одиночных, бросают резкие тени на гладь фриза, придавая ему узорчатость и филигранность.

Обогащается и сам фриз. Накладные вставки и розетки между модульонами сложно орнаментированы, широкая резная бахрома свисает над фризом, делая его шире, и, окаймляя его внизу, пенится кружевными деталями, рисунок которых выделяется на глубокой и сочной тени.

Разнообразны оконные обрамления в деревянном зодчестве Тулы – от скромной доски, украшенной простой геометрической резьбой, до самой сложной орнаментики с применением разнообразной техники исполнения. Завершение, боковые наличники и низ представляют, как правило, единое целое. Мастер умело владеет рисунком. Детали барокко и классицизма, изобразительные элементы древнерусских узоров и вышивок, стилизованный растительный орнамент; колонки резные, точёные, витые.

Но оформление окон не является самостоятельной задачей. Оно подчинено общему композиционному замыслу, накладывается на спускающийся фриз карниза, узорчатая нижняя часть соприкасается с оформлением низа стены. Так создаётся сплошной узор, как вышитый на спокойном поле фасада.

Иногда деревянные срубы остаются необшитыми. Там, где обшивка есть, она образует ровный фон с едва заметным ритмом горизонтальных линий… Если простенки широкие, обшивка делается фигурной – в ёлочку. Иногда – рельефной. Плоскости фасадов часто оконтуриваются пилястрами. Декоративные мотивы этих вертикальных обрамлений представляют собой ряд накладных орнаментовок, виньеток, сделанных с большим вкусом.

Нельзя не сказать об интересных решениях входных крылец. Особенно привлекаются к себе внимание лёгкие металлические узоры кованых кронштейнов, так характерных для нашего города. Описание декора домов было бы неполным без упоминания оформления дымников, или, как часто их называют в Туле, дымовиков, и водостоков. Это важные элементы художественной  выразительности здания. Водосточные трубы расширяются, поднимаясь к карнизу, потом стремительно выносятся вверх, заканчиваясь раструбом воронки, обрамлённой ажурным узором. А дымники! Они как сказочные теремки. Они радуют глаз, веселят душу. Вот вам и обыкновенная кровельная жесть!

Безвестные мастера.

Прекрасные узоры в дереве созданы руками простых народных умельцев, тульских зодчих – плотников, чьи имена неизвестны, а мастерство передавалось из поколения в поколение. Они обладали природным художественным вкусом, отлично владели своим ремеслом и в творчестве органически использовали и богатые традиции, и новшества городской архитектуры. На этой основе они создавали и отрабатывали художественные приёмы, которые повторяли в различных сочетаниях на разных зданиях. Они всегда варьировали их, внося в каждую композицию новые и свежие элементы. В этом смысле их творчество является подлинным искусством импровизации.

Инструмент мастера-древодела был незамысловат: остро отточенный топор, пила, рубанок, набор долот и стамесок – вот и весь арсенал строительного оснащения народного зодчего. Тем не менее его работа отличается безукоризненной точностью и чистотой исполнения, начиная от грубых плотницких – сколачивания венцов до почти ювелирных – художественной резьбы по дереву. Этим поистине артистическим мастерством владели тульские умельцы. Богатство резьбы и в то же время уравновешенность и скомпонованность вызывают восхищение и уважение к её создателям.

Но можно ли на этом успокоиться? Дерево – недолговечный материал, он требует постоянного ухода и реставрации, без специальной защиты под действием времени темнеет. Поэтому многие дома в Туле, как правило, выкрашены и не всегда, к сожалению, удачно. При умелой расцветке деталей декора можно усилить их звучание, сделать узоры ещё красивей и радостней. Они овеяны поэтичностью народного творчества и словно источат тепло рук тульских зодчих…

Первые шаги – сообща.

Немного осталось в России городов из числа крупных, где бы в таком количестве, как в Туле, сохранилась до наших дней деревянная застройка. И не к стыду города, а к его чести! Ведь это защитники Тулы отстояли её от фашистов, не дали спалить и разорить!

Куда проще было бы при современных масштабах строительства уничтожить все деревянные дома и возвести многоэтажные благоустроенные здания, столь скучные своей типизацией! И куда труднее, осторожно и бережно относясь к деревянному народному зодчеству, проводить необходимую оправданную реконструкцию. С этой целью необходимо как можно скорее приступить к серьёзным исследованиям, выявить наиболее ценные деревянные постройки, в том числе и хозяйственные. Такую работу начала вести секция архитектурных памятников областного отделения ВООПИК. Но её явно недостаточно. Необходимо привлечь специальные научные кадры.

Сколько горьких фактов известно, когда под снос шли и идут деревянные постройки, которые по своим художественным качествам могли бы быть украшением улицы и города. При сносе домов с неповторимой деревянной резьбой сейчас необходимо сохранить хотя бы декор: снимать карнизы, наличники, кронштейны – резные деревянные и кованые металлические, дымники, водостоки и другие детали, имеющие художественную ценность.

Непосредственно такой работой могли бы руководить краеведческий музей, отдел народного творчества художественного музея, секция архитектурных памятников Тульского отделения Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры, Тульское отделения Союза архитекторов СССР. А какую большую помощь могли бы оказать энтузиасты-общественники и особенно молодёжь – школьники, студенты.  Писала же «Правда» в номере от 4 февраля, что таллинские ребята помогают реставраторам своего города! И отлично помогают!

На некоторых предприятиях, а особенно при институтах, техникумах, школах, можно создать клубы, участники которых, я уверен, с интересом взялись бы за дело, если только суметь их увлечь и организовать.

Но ведь декоративные детали домов надо где-то хранить. И не только хранить, но и показывать людям. Как делается это в Вильнюсе, в башне Геминоса и в древнем русском Новгороде. Вот ещё один чрезвычайно важный, требующий серьёзного решения вопрос.

В пользу музея под открытым небом.

Общеизвестно, что градостроительство связано с огромными материальными затратами. В Туле немало обветшалых строений и, конечно, нет смысла полностью сохранять их. Но как быть, если интересный дом мешает расширению улицы? Ведь не простое же это дело – сберечь старую деревянную постройку в условиях развивающегося города. А ведь эти дома в настоящее время – не музейные экспонаты, в них живут люди. Как быть? И сам собой остро встаёт вопрос о необходимости организовать музей деревянного зодчества, где и будут сохраняться дома, которые по времени постройки наиболее древние, по эстетическим качествам ценны и в то же время, по градостроительным соображениям, должны быть снесены.

Необходимо создать музей под открытым небом!

Музеи такого типа существуют сейчас во всём мире. Большой интерес к этому начинанию проявляется и у нас, в Советском Союзу, и в социалистических странах. Немного о его истоках. На рубеже XIX и XX столетий в скандинавских странах впервые в мире появился новый тип музеев – музей народного быта (архитектурно-этнографический) под открытым небом. Предшествовало этому то обстоятельство, что на границе XVIII и XIX веков в Скандинавии стали исчезать старые постройки, предметы быта, и тогда появилась мысль спасти их, свезти в охраняемые места, выставить в парках городов.

Поначалу устроители подобных музеев экспонировали только крестьянскую культуру. Но облик города тоже быстро менялся, и вот в Дании в 1909 году открывается музей «Старый город». Тут можно было увидеть и жилые дома, и ремесленные постройки, и различные торговые здания. А в Финляндии, в Турку (1940 г.) был создан специальный ремесленный музей под открытым небом. В нём работают часовщик, гребенщик, ювелир, гончар. Они продают свои изделия и выполняют роль экскурсоводов.

Существует и другой тип музеев. Так, в Оденсе (Дания) сохраняют в центре города квартал одноэтажных и двухэтажных старинных домов, окружающих дом-музей знаменитого писателя Андерсена.

Некоторые музеи пробуют не только экспонировать народную архитектуру. Тут устраиваются музыкальные, хореографические выступления, демонстрируются обряды, связанные с различными событиями в жизни человека.

У нас в стране ещё в 30-е годы в селе Коломенском задумали построить «музейный городок народной архитектуры СССР» и свезти туда памятники деревянного зодчества всех республик. Но удалось собрать только несколько построек – началась Великая Отечественная война. А после войны приступили к формированию музеев под открытым небом в Кижах и других местах. В Настоящее время в стране действует 27 музеев и ещё несколько находятся в стадии проектирования. Их основная задача – сохранить и показать произведения народного зодчества, быта, культуры.

Конечно, такого музея, как скажем, в Новгороде или Костроме, здесь у нас не создать, утеряны деревянные культовые постройки, многие хозяйственные, инженерные. Но реально создать музей историко-этнографического плана, где можно было бы проследить развитие не только гражданского народного зодчества,  но и ремёсел, характерных для Тулы. Представьте себе такой музей, где можно было бы познакомиться с ремёслами оружейников, самоварщиков, кузнецом, пряничников. Для создания подобного музея Тула – город мастеров не только всероссийской, но и мировой славы – в высшей степени благодатна.

Тульский музей оружия, особенно летом, стал местом паломничества туристов. И не мудрено! Его коллекция вызывает восхищение. Но площади музея недостаточно и со временем он будет переведён в кремль, и в этом случае музей быта оружейников, кузнецов и т. д. явился бы продолжением интереснейшей экспозиции. И не только для гостей города, но и для нас, туляков.

Кроме создания музея, необходимо принять меры, чтобы сохранить ансамбли некоторых старых улиц, находящихся за пределами проекта охранных зон центральной части города, очищать их от чужеродных элементов и дополнять родственными, перенесёнными из других мест города со сносимых участков с «закрывшихся» улиц.

От многих туляков, переехавших в новые дома, в комфорт современных квартир, и когда-то стремившихся к этим условиям по вполне понятным естественным причинам – современному человеку нужны современные бытовые условия и свободное время, - можно услышать слова сожаления о том, что их дети не получат тех ярких впечатлений, которые дают живописные старые улицы и дворы с их яркой социальной средой, с милой, зачастую сработанной своими руками архитектурой, со своей поэзией.

Потребность современного туляка-горожанина в сохранении старых памятников, особенно деревянных домов, есть и она совершенно естественна и закономерна! В городе должны быть и широкие улицы, и проспекты с их динамикой жизни, и тихие улочки, и уголки, где человек отдыхает от суеты, шума, наслаждаясь видом древних строений, неповторимостью форм, обогащая свою душу.


 

В. Куликов, архитектор, председатель секции архитектурных памятников Тульского областного отделения ВООПИК.

Фото В. Маслова.

Дым отечества.

Нужно спешить, нужно браться за дело, ведь может случиться и так: пока будут идти долгие обсуждения и выноситься решения, от главного – самой деревянной Тулы, не останется и следа. А мы обязаны сберечь её и для себя, и для потомков!

Куликов В. В. Здесь русский дух // МК, 1976, 6 апреля. 

Новости

Мастера-добродеи рассказывают об истоках своего мастерства
Мастера-добродеи рассказывают об истоках своего мастерства 01 июня 2020 года
В День защиты детей мастера ремесленного двора «Добродей» и лавки изделий народного творчества  в специальной рубрике «Истоки мастерства. Родом из детства» рассказывают…Подробнее

«Ночь музеев» прошла в ремесленном дворе «Добродей» онлайн
«Ночь музеев» прошла в ремесленном дворе «Добродей» онлайн 17 мая 2020 года
11 241 человек стали 16 мая виртуальными гостями «Ночи музеев» в «Добродее», присоединившемся к этой Всероссийской акции, проведенной из-за ситуации с пандемией в онлайн-формате…Подробнее


Все новости этого раздела

Анонсы