Всё это в наших силах / МК, 1976, 5 июня, № 68

Здесь можно заглянуть в завтрашний день Тулы: увидеть схему генерального плана её развития, получить исчерпывающий комментарий. Здесь – в кабинете главного архитектора города Е. В. Федюкина. На этот раз корреспондент «Молодого коммунара» пришёл сюда с вопросами, которые чаще всего встречаются в читательских откликах на статью «Здесь русский дух…» («Мк», 30 марта 1976 года).

- Евгений Васильевич, с публикациями газеты Вы и Ваши коллеги познакомились ещё до нашей встречи.

- Да, и статью, и отклики – мы прочитали с интересом и по самой главной проблеме мнение может быть только одно – музей необходим городу, важен для него!

Безусловно, создать его непросто. Я работаю в Туле полтора года и с самого начала увидел, что для сотен туляков один из самых важных вопросов – вот такой: «Когда же нас снесут?» Я слышу его и у себя на приёмах, и после выступлений перед горожанами. Мне не так давно довелось рассказывать об архитектурном облике завтрашней Тулы в гарнизонном Доме офицеров и в Заречье. Скажу честно, я не ожидал ни такого количества слушателей, ни массы записок, которыми меня буквально забросали.

Но если люди стремятся из деревянных домов переселиться в удобные, современные квартиры, конечно же, это не значит, что они не любят Тулу. Напротив, и во многих туляках замечаю какое-то ревнивое отношение ко всему, что говориться о городе. В читательских письмах проявилась глубокая привязанность к родным улицам.

Тулу будущая – город многоэтажных каменных домов, деревянные кварталы сносятся, поэтому нужно спешить, если в музее под открытым небом мы хотим видеть действительно лучшие образцы резьбы по дереву. Чрезвычайно важно собрать декоративные резные и металлические детали с тех построек, которые при сносе превратятся просто в труху и пыль. А в последствии можно будет подобрать по зафиксированным обмерам бревна, обработать их специальным составом и выстроить дом заново. Зато самое главное – наличники, карнизы и другие детали – будут подлинными и создадут его колоритный облик.

С моей точки зрения, лучше, чем кремль, места для музея под открытым небом в Туле просто не найти. Надо освободить территорию от хлама и взяться за дело. А для того, чтобы довести его до конца, все условия есть. Создание и существование такого музея реально в условиях Тулы и нынешней, и завтрашней. Мы готовы принять участие в подготовительных работах и выделили своего специалиста.

- В целом ряде писем высказываются пожелания сохранить ансамбли деревянных улиц или их участки, в частности, в Оружейном переулке….

- Здесь дело обстоит куда сложнее.  Тула - город с населением более, чем в полмиллиона человек, но у неё нет возможности расти в ширину. В дальнейшем она будет жить и развиваться за счёт либо уплотнения, либо роста вверх. Земля в Туле очень дорогая, и на учёте каждый гектар. К тому же городу нужны и новые парки. Сохранение ансамбля улицы или её участка связано и со многими другими трудностями. Поэтому пока лучше воздержаться от категорических «за» и «против». В ближайшее время нужно все силы направить на создание музея под открытым небом. Взять на учёт все ценные постройки из дерева.

- Евгений Васильевич, очередной вопрос прям с темой нашего разговора не связан, но к самобытности города имеет самое непосредственное отношение. Сохранятся ли улицы с неповторимыми тульскими названиями, о которых поётся в знаменитой песне о Туле? Или они останутся только в нашей памяти, с чем примириться невозможно?

- Исторические улицы города – Курковая, Дульная, Ствольная, Арсенальная, Штыковая сохранят свои направления. Одни из них так и останутся улицами, другие превратятся в бульвары, магистрали, пешеходные пути, проезды. Правда, Дульная и Курковая частично утратятся, но в целом они будут жить, как живут и сегодня. Дело архитекторов – создать достойный облик исторических улиц Тулы. Тулякам надо побеспокоиться и о том, чтобы все старые названия за ними остались.

- И ещё одно читательское мнение – больше заботится о тех мелочах оформления города, которые создают уют и своеобразие чаще общаться к русским национальным мотивам.

- Как это ни грустно, ещё приходится говорить о низком художественном уровне оформления витрин, реклам, плакатов, о неудачном расположении киосков на некоторых улицах, устаревших, неуклюжих вазах для цветов и т. П. Очистить Тулу от безвкусицы – так необходимо ставить вопрос перед всеми, кто отвечает за лицо города. Многое в этом направлении должны сделать и наши архитекторы. На недавнем собрании членов Тульского отделения Союза архитекторов СССР был поднят вопрос о создании архитектурно – художественной секции, которая рассматривала бы проекты оформления города, проводила свою линию. Это предложение одобрено. Обсуждались и другие пути, с помощью которых можно эстетически облагородить улицы города. Наша цель – сделать эту работу постоянной.

Архитектурный облик Тулы должен воспитывать художественный вкус молодёжи, нетерпимость к серости, безликости. И если вернуться к началу разговора, то можно сказать: музей деревянного зодчества внесёт свою лепту и в это очень важное дело.

Записала С. Микушкина.
Микушкина С. Всё это в наших силах // МК, 1976, 5 июня, № 68.