Газета "Молодой коммунар" / Долг перед родиной / 1976, 13 апреля, № 45Кирилл Извеков герой романа К. Федина «Костёр», бродя по тульским улицам, останавливается перед поразившим его домом. «Дом был не совсем обычный – приземистый, с посаженными, поодаль друг от друга, тремя тройками окон в резных наличниках и с разрисованными такой же резьбой старого вкуса воротами. Извеков «с самым живым удивлением» читает на памятной доске, прикреплённой к фасаду, о том, что в этом доме родился писатель Глеб Успенский, и вдруг обнаруживает, что он бродит как бы «по редкостному, нигде не бывалому конспекту истории русской литературы», по улицам Жуковского, Льва Толстого, Тургеневской, Гоголевской, Пушкинской, Глеба Успенского. Его поражает «странная, но явно ощутимая уместность звучных писательских имён в приложении к этим улицам, не претендовавшим на что-нибудь знаменитое, показное или хотя бы щеголеватое. Нет, это были самые простые, хранящие провинциальную свою неприхотливость, в большинстве бедные дома… И, однако, общая картина улиц, богатый убор деревьев, переживших век-другой, живописные дворы с наполовину поглощёнными землёй заборами, - картина была привлекательно-уютной и – уж без малейшего отклонения – русской». Мне думается, эти проникновенные фединские страницы, особенно близкие нам, туляка, - ещё один аргумент в пользу сообщений архитектора В. Куликова о необходимости сохранить деревянное зодчество Тулы, неповторимые ансамбли некоторых старых улиц. Живо помню тот тёплый летний вечер, когда в Тулу приехал Михаил Михайлович Успенский, художник-оформитель, проживающий сейчас в Москве. Его отец был родным братом писателя Николая Васильевича Успенского, доводившегося, в свою очередь, двоюродным братом Глебу Ивановичу Успенскому. С Михаилом Михайловичем мы пошли к дому № 37 по улице Жуковского и долго любовались деревянным кружевом его оконных обрамлений, древней великолепной липой, стоящей у дома… Человек большой эстетической культуры, Михаил Михайлович глаз не мог оторвать от выразительного фасада, от больших окон, за которыми, казалось, таилась навсегда ушедшая в прошлое жизнь, связанная с ранними годами автора «Нравов Растеряевой улицы». Родственник двух замечательных русских писателей, уроженцев нашего края, с волнением говорил о своём большом впечатлении от всего того, что увидел он на этой скромной тульской улице, что лучшего места для литературного музея Тулы трудно и придумать. И как-то вдруг ощутилось с особенной ясностью: да ведь это же одно из замечательнейших мест России! Да, да, именно России, меньшим масштабом нельзя мерить его ценность! Как же важно сохранить его, донести до потомков его очарование, дать и им возможность почувствовать то, что чувствуем мы, душой соприкасаясь с этой картиной «без малейшего отклонения – русской»! И разве только об этом месте идёт сейчас речь? А дома на зареченских улицах и улицах Пролетарского района, да и многие другие, о которых говориться в статье В. Куликова, в откликах читателей-туляков? Пусть они, в отличие от дома на улице Жуковского, не связаны с известными людьми России, но они запечатлели то большое и значительное, что мы называем народным творчеством, проявления которого исключительно многообразны: и художественные произведения, созданные с помощью слова, и музыка, и живопись, и скульптура, и прикладное искусство, и вот эти удивительные деревянные узоры на наличниках и карнизах, каждый на свой манер, нет и двух одинаковых – и это не только в знаменитых Кижах, но и на Замочной или Штыковой. Сберечь лучшие образцы народного самобытного искусства, выразившегося и в деревянном зодчестве, - наш общий долг перед народом, перед Родиной, Россией, ибо это – наша история, наша отечественная культура, это то, что входит составной частью в великое чувство советского патриотизма, воспитанию которого в каждом советском человеке такое большое значение придаёт наша Коммунистическая партия. Хочется целиком присоединиться к выводам, содержащимся в статье В. Куликова: вопросы, связанные с хранением тульского деревянного зодчества, с его использованием и пропагандой, с созданием музея деревянного зодчества в Туле, нуждаются в скорейшем решении заинтересованными организациями, всей общественностью города. Н. Милонов, Кандидат филологических наук, доцент ТГПИ. Милонов Н. Долг перед родиной // МК, 1976, 13 апреля, № 45. Новости
Мастера-добродеи рассказывают об истоках своего мастерства
01 июня 2020 года
В День защиты детей мастера ремесленного двора «Добродей» и лавки изделий народного творчества в специальной рубрике «Истоки мастерства. Родом из детства» рассказывают…Подробнее
«Ночь музеев» прошла в ремесленном дворе «Добродей» онлайн
17 мая 2020 года
11 241 человек стали 16 мая виртуальными гостями «Ночи музеев» в «Добродее», присоединившемся к этой Всероссийской акции, проведенной из-за ситуации с пандемией в онлайн-формате…Подробнее
Анонсы |